Ситуацию, которая сложилась вокруг систем СОУЭ в настоящее время можно охарактеризовать как несколько запутанную. На мой взгляд, сегодня иногда достаточно сложно сформировать однозначное понимание требований норм пожарной безопасности в отношении этих систем и специалисту, занятому в области проектирования, строительства и эксплуатации систем пожарной защиты, и представителю органов пожарного надзора. Основной причиной такого положения вещей, на мой взгляд, являются сами нормы пожарной безопасности.
Условно, системы СОУЭ можно разделить на два класса - сигнальные и речевые. К классу сигнальных систем можно отнести СОУЭ 1-2 типов по НПБ 104, к классу речевых систем – СОУЭ 3-5 типов. Сигнальные и речевые системы по-разному позиционируются на рынке.
Как правило, на практике сигнальные системы не выделяются в отдельные и самостоятельные проекты – они входят в состав автоматической системы пожарной сигнализации. Исключение могут составлять проекты по оснащению системами пожарной защиты промышленных предприятий, где сигнальные системы рассматриваются самостоятельно. В любом случае, сигнальные системы рассматриваются и потребителями и инсталляторами как часть общей системы пожарной защиты объекта.
Иная ситуация с речевыми системами оповещения. Они, как правило, рассматриваются потребителем в качестве систем, основное назначение которых – обеспечивать комфортность (например, трансляцию фоновой музыки) и/или решение производственных задач (например, громкая поисковая связь). Такая точка зрения нередко разделяется и инсталлятором. Обуславливается это достаточно высокой конкуренцией на рынке, как среди производителей оборудования, так и среди компаний, осуществляющих проектирование и монтаж этих систем. Поэтому, инсталлятору зачастую гораздо выгоднее согласиться с точкой зрения заказчика (потребителя), сделать то, что он хочет и получить «свои деньги», чем пытаться строить собственно систему пожарной защиты (в последнем варианте можно и контракт потерять). К тому же, в нормах пожарной безопасности достаточно «брешей», которыми также можно воспользоваться. В результате вместо того, чтобы создавать одну из подсистем пожарной защиты, основная цель и задача которой – спасение людей при пожаре, реально создаются несколько другие системы, а именно, системы звукового обеспечения. И производители оборудования, и компании- инсталляторы заявляют, что эти системы будут решать те задачи, которые должна решать СОУЭ, и классифицируют эти системы именно как СОУЭ. Попытаемся разобраться - всегда ли это так на самом деле.
Можно много обсуждать и спорить о различиях между речевой системой пожарного оповещения и системой звукового обеспечения. Безусловно, многие характеристики этих систем очень похожи – например, в конце концов, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что обе эти системы передают акустические сигналы. Также им присущи очень похожие схемы построения, близкие функциональные возможности используемого оборудования и многое другое. В чем же основное и принципиальное различие между ними, в чем «изюминка»? Я глубоко уверен в том, что этой изюминкой являются такие характеристики как надежность и живучесть. Все остальные различия, на мой взгляд, можно отнести на второй план.
Надежность - свойство объекта сохранять во времени способность к выполнению требуемых функций в заданных режимах и условиях применения и технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Живучесть - свойство объекта, состоящее в его способности противостоять развитию критических отказов из дефектов и повреждений при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Под живучестью также понимают свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при воздействиях, не предусмотренных условиями эксплуатации, или свойство объекта сохранять ограниченную работоспособность при наличии дефектов или повреждений определенного вида, а также при отказе некоторых компонентов.
Для любых технических систем, обеспечивающих безопасность людей, требования к надежности являются существенно более высокими, чем требования к надежности для технических системам, не предназначенным для решения подобных задач. Уже на этапе разработки и производства технических средств безопасности методам обеспечения надежности уделяется огромнейшее внимание. Именно в это серьезные и добросовестные производители оборудования вкладывают значительные усилия и значительные финансовые средства. Именно методам обеспечения надежности системы безопасности должно уделяться первостепеннейшее значение и далее – при ее проектировании, инсталляции и эксплуатации. Сданная в эксплуатацию система СОУЭ должна в течение всего своего срока службы в любой момент времени обеспечивать с высокой вероятностью выполнение своей основной функции. Основная функция СОУЭ – обеспечивать реализацию плана (схемы) эвакуации людей при пожаре за счет своевременной передачи им определенной акустической и/или визуальной информации (в ряде случаев сюда добавляется необходимость взаимодействия системы СОУЭ с другими техническими системами или техническими средствами, установленными на объекте, например, с системой контроля и управлением доступом).
К методам обеспечения надежности систем СОУЭ, безусловно, относятся требования нормативных документов, предъявляемые к различным характеристикам технических средств СОУЭ. Далее, к методам обеспечения надежности, безусловно, относится проведение сертификационных испытаний с целью удостовериться, что эти технические средства соответствуют заявленным требованиям и могут быть использованы при построении систем СОУЭ. В России нормативным документом, который предъявляет требования к техническим средствам СОУЭ и определяет необходимые методики сертификационных испытаний, является НПБ 77-98. Особое внимание следует обратить на то, что этот документ предъявляет требование не к системе СОУЭ в целом, а к ее «отдельным кирпичикам» - приборам управления и оповещателям. Т.е. этим документом, в первую очередь, должны руководствоваться производители оборудования.
Что же в отношении дальнейших методов обеспечения надежности системы СОУЭ? Тут вступают в действие требования многих нормативных документов, и, в первую очередь, требования НПБ 104-03. Именно этим документом и руководствуются те специалисты, которые занимаются проектированием систем СОУЭ.
Каким образом связаны между собой два этих основных для систем СОУЭ документа с точки зрения обеспечения надежности системы СОУЭ? Ответ неприятен и парадоксален – НИКАКИМ. Я говорю это, зная о приказе министра МЧС от 08.07.2002 г. No320, утверждающем перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Под действие этого перечня попадают и технические средства оповещения, и сертификация их должна производиться в соответствие с требованиями НПБ 77-98.
Именно далее и возникают «подводные камни». Специалист, проектирующий систему СОУЭ, должен предусматривать применение только тех технических средств, которые имеют сертификаты пожарной безопасности на соответствие требованиям НПБ 77-98. Казалось бы все просто, но это не так.
Поясню свою мысль на следующем примере. Например, в трансляционном усилителе есть возможность дополнительной установки модулей, предназначенных для автоматического контроля исправности трансляционных линий. Но это – опция, устанавливается только по желанию покупателя. НПБ 77-98 требует от прибора управления обязательного наличия функции контроля линий связи с оповещателями, но проверка этой функции не предусматривается непосредственно методами и планами сертификационных испытаний, устанавливаемых этим же НПБ. Строго говоря, может не быть никаких оснований для того, чтобы отсутствие этой функции при проведении сертификационных испытаний рассматривалось как несоответствие требованиям НПБ 77.
Даже если эта функция была проверена, нет никакой гарантии того, что при применении этого усилителя в составе реальной СОУЭ в нем будут установлены эти модули контроля. Почему? Да потому, что НПБ 104-03 не предъявляет подобных требований к характеристикам системы, и проектировщик, строго говоря, не обязан предусматривать больше, чем требует НПБ. Формально, с точки зрения закона, никто ничего не нарушил.
А что же с надежностью системы СОУЭ? Можно, конечно, говорить о том, что техническое обслуживание системы будет построено таким образом, что периодически будет осуществляться контрольное прослушивание сигналов передаваемых через речевые оповещатели. С какой периодичностью? Какое количество оповещателей проверяется? В каких зонах пожарного оповещения? Какие ресурсы для этого будут задействованы? Будут ли осуществляться эти проверки, если отключен основной источник электропитания? А как кому захочется, потому что НПБ 104-03 не выдвигает каких-либо требований и на этот счет. Соответственно, время обнаружения неисправности будет неопределенно и стремиться к бесконечности и про надежность системы в целом в этом случае лучше вообще не говорить, а принять ее такой, какая она есть - неизвестной (ни больше, ни меньше). Для систем звукового обеспечения это вполне допустимо, т.к. неисправность системы не приведет к гибели людей, а вот для системы СОУЭ – недопустимо ни в коем случае. Возникает вопрос – что же именно покупает потребитель, заказывая систему СОУЭ? Сложно сказать...
Кстати, подобный подход, с точки зрения нормативных документов, совершенно недопустим в системах обнаружения пожара, которые непосредственно взаимодействуют с системой СОУЭ и управляют ее работой. В системе пожарной сигнализации все шлейфы должны контролироваться в автоматическом режиме обязательно.
Еще одним «подводным камнем», на мой взгляд, является отсутствие четких и понятных требований в НПБ 104 к порядку проектирования системы СОУЭ и минимально обязательному составу документов, которые должны разрабатываться при проектировании. На практике, большинство проектов по СОУЭ выполняются в соответствие с системой стандартов СПДС (стандарты на проектную документацию в строительстве). Как правило, в состав основного комплекта рабочих чертежей включают общие указания, план расстановки оборудования и прокладки кабельной сети, а также спецификацию оборудования. Такой подход зачастую пригоден для проектирования систем автоматических пожарных сигнализаций, но не годится для СОУЭ. Почему?
СОУЭ 3-5 типов отнесены к автоматизированным системам и предназначены для реализации плана эвакуации. Поэтому, перед тем как принимать то, или иное техническое решение по построению СОУЭ, наверное, нужно разработать сам план эвакуации и алгоритм работы СОУЭ. Но это не предусмотрено системой стандартов СПДС. С пожарной сигнализацией гораздо проще – все функции достаточно четко регламентированы нормативными документами и алгоритм работы любой системы, практически, уже заложен производителем оборудования. Поэтому, набор документов, который предусмотрен в СПДС, зачастую вполне достаточен, т.к. для инсталляции системы нужно выполнить строительно-монтажные и пусконаладочные работы, что, собственно, и является «областью ответственности» СПДС. (Примечание: конечно же, я сильно утрирую, и не говорю о каких-то уникальных объектах, где необходимо также предварительно разработать алгоритм работы системы пожарной сигнализации)
С системами СОУЭ не так – гораздо труднее на этапе разработки и изготовления оборудования, а часто и невозможно вовсе, заложить в него «универсальный» алгоритм работы, который бы гарантированно обеспечивал реализацию любого возможного плана эвакуации. Если при проектировании СОУЭ проигнорированы такие вопросы как разработка плана эвакуации, разработка алгоритма работы и обоснование структуры построения, тогда заказчик (потребитель) вместо того, чтобы получить законченную систему, продуманную заранее «от и до» в мельчайших деталях, рискует получить набор «железа», который ему потом надо будет как-то «приспособить» под выполнение требуемых функций.
Еще одной «брешью» в нормах пожарной безопасности является то, что они практически не предъявляют каких-либо требований к понятности речевой информации, которая передается в системе СОУЭ. Строго следуя нормам, для обеспечения понятности достаточно будет просто передавать достаточно громкий сигнал, хотя любой специалист по акустике скажет, что это не так.
Есть в НПБ 104 и совсем, на мой взгляд, «странные» требования, например:
- необходимость применения динамических указателей, хотя ни одним нормативным документом или стандартом не разъясняется, какие именно технические устройства могут быть использованы в качестве динамических указателей (субъективные оценки не в счет, если мы говорим о требованиях нормативных документов).
- требование обеспечивать передачу звуковых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей, хотя, опять же, нигде нет указаний на то, какие именно помещения относятся к этим категориям. На практике это требование ведет зачастую к необоснованному удорожанию системы.
- требование осуществлять прокладку линий связи СОУЭ в конструкциях, коробах и каналах только из негорючих материалов. На практике это требование часто ведет к двойным толкованиям и «формально обоснованным» претензиям со стороны органов пожарного надзора, хотя, само по себе, оно не будет ни самодостаточным, ни минимально необходимым для обеспечения живучести СОУЭ при пожаре.
В качестве примера хочу привести отдельные выдержки из международного стандарта МЭК 60849, который предъявляет требования к звуковым системам аварийного оповещения. На базе этого стандарта разрабатываются национальные стандарты во многих странах мира. Например, нормы NFPA72, которые действуют на территории США и регламентируют требования к системам обнаружения и оповещения о пожаре, базируются, в том числе, и на этом стандарте. Многие производители оборудования разрабатывают и выпускают свои изделия с тем, чтобы они соответствовали требованиям этого стандарта, а проектировщики и инсталляторы систем также обеспечивают выполнение этих требований. Ниже приведены отдельные пункты, которые, как мне кажется, иллюстрируют резкое различие отечественного и «западного» подходов к требованиям по обеспечению надежности систем оповещения о пожаре:
5.2 Автоматическое отображение информации о состоянии системы
На постах управления системой оповещения должна автоматически и четко отображаться следующая информация:
- работоспособность системы
- работоспособность источника питания
- любая неисправность в системе
- (для систем с несколькими зонами оповещения): какие зоны выбраны и режим работы каждой из зон (например, «эвакуация» или «тревога» или передача с микрофона). Если, в зависимости от требований плана эвакуации, обеспечивается передача различных сообщений, тогда допускается любой приемлемый способ отображения информации о том, какое именно сообщение передается и в какую именно зону. Эта информация должна отображаться непрерывно и храниться определенное время.
5.3 Автоматический контроль неисправностей
В местах, определяемых техническими условиями (например, в приборах управления), должна автоматически и четко отображаться информация о следующих видах неисправностей:
- короткое замыкание, отключение или неисправность основного источника питания;
- короткое замыкание, отключение или неисправность резервного источника питания;
- короткое замыкание, отключение или неисправность какого-либо устройства заряда аккумуляторных батарей, входящего в состав основного или резервного источников питания, или работающего совместно с ним;
- перегорание плавкого предохранителя, приведение в действие размыкателя цепи, изолятора или устройства защиты, которые могут прекращать аварийное оповещение;
- неисправность микрофона, включая мембрану и катушку, предварительный усилитель и основную электропроводку до остальной системы;
- неисправность при прохождении сигнала по каналу оповещения, состоящего из нескольких усилителей (с отдельной индикацией неисправности каждого усилителя);
- отсутствие усилителя или важных модулей;
- неисправность любого из резервных усилителей;
- неисправность генераторов аварийных сигналов, включая устройства для хранения предварительно записанных сообщений;
- неисправность любой линии громкоговорителей (обрывы и короткие замыкания); k) короткое замыкание или отключение устройств визуальной сигнализации; l)неспособность процессора корректно выполнять свою программу;
- любые ошибки, обнаруженные при проверке памяти;
- невозможность выполнения любой из функций, обеспечивающих мониторинг системы и контроль ее состояния
- неисправность линий передачи данных или линий передачи голосовых сигналов между отдельными частями распределенной системы.
В дополнение к индивидуальной индикации каждой неисправности, должен быть предусмотрен общий звуковой сигнализатор неисправности, издающий звуковой сигнал длительностью не менее 0.5 секунд через каждые 5 секунд. Этот звуковой сигнал должен включаться при появлении любой неисправности. Одновременно с ним должен включаться световой индикатор неисправности (допускается использовать световой мигающий сигнал). Должна быть предусмотрена кнопка (переключатель) ручного подтверждения и перезапуска. При ее нажатии звуковой сигнал должен отключаться, а световой индикатор должен переходить (или оставаться) в постоянно включенное состояние. Появление следующей неисправности должно приводить к возобновлению звукового и светового сигналов. После устранения всех неисправностей звуковой и световой сигналы должны отключаться автоматически или кнопкой перезапуска. В любом случае, индикация неисправности должна включаться не позднее 100 секунд с момента ее появления, вне зависимости от возможности использования системы для не аварийной трансляции (например, передача фоновой музыки).
5.4 Мониторинг оборудования с программным управлением
Корректное выполнение системного программного кода любым микропроцессором должно контролироваться встроенными процедурами проверки и соответствующими схемами контроля, удовлетворяющими следующим требованиям:
- схемы мониторинга и связанные с ними схемы индикации и сигнализации должны сохранять свою работоспособность при сбое любого микропроцессора или связанных с ним задающих таймеров.
- схемы мониторинга должны контролировать выполнение подпрограмм, связанных с основной программой
- при сбое микропроцессора и невозможности правильного выполнения им программного кода, схема контроля должна (в дополнение к включению звуковой и световой индикации неисправности) выполнить следующие процедуры:
- в течение 10 секунд после возникновения неисправности - перезапустить процессор и попытаться возобновить выполнение программы с соответствующей точки. Процедура инициализации должна выполнить проверку целостности программного кода и данных, хранящихся в памяти.
- Далее одно из следующих действий:
- либо сохранение информации о неисправности (должна быть обеспечена возможность запоминания, как минимум, о 99 неисправностях, эта информация может быть удалена только обслуживающим персоналом, имеющим соответствующие полномочия);
- либо автоматически перезапустить оборудование и включить звуковую и световую индикацию о том, что был выполнен автоматический перезапуск.
5.5 Интерфейс с системой сигнализации
Линии связи между системой сигнализации и системой оповещения должны постоянно контролироваться на наличие неисправностей по всей длине. Обычно этот контроль осуществляется оборудованием системы сигнализации, которое, в случае обнаружения неисправности, включает звуковую и световую сигнализацию о нарушении линии связи между двумя системами.
Система сигнализации должна быть способна получать информацию о неисправностях в системе оповещения. В приборах управления и диагностики, входящих в состав системы сигнализации, должны быть предусмотрены средства звуковой и световой сигнализации об ошибках в системе оповещения. В случае возникновения в системе оповещения любой неисправности (перечислены в п.5.3), она должна передавать в систему сигнализации, как минимум, один общий сигнал о своей неисправности.
Связь между системой аварийной сигнализации и системой оповещения имеет первостепенное значение для надежного выполнения всех функций. В больших системах, где используется распределенный принцип размещения приборов управления, может потребоваться, в первую очередь, обеспечить связь до локальных приборов управления прежде, чем будет осуществлено подключение к центральному оборудованию. Любая линия связи должна контролироваться. Система оповещения должна продолжать трансляцию сигналов оповещения, запущенных по командам от системы аварийной сигнализации, даже если позднее была нарушена линия связи между этими системами. В то же время должна сохраняться возможность блокировки этих сигналов устройствами, имеющими более высокий уровень приоритета.
В больших распределенных системах оповещения часть действий, например, запуск сигналов оповещения, отключение звука и т.д., могут быть встроены в удаленно устанавливаемое оборудование. При проектировании системы, необходимо четко определить, где и какое оборудование должно обеспечивать отображение информации об этих действиях (центральное оборудование системы сигнализации, оборудование управления и пр.).
5.6 Резервные источники питания
Если эвакуации людей из здания сопровождается отключением системы электроснабжения, система оповещения должна быть обеспечена резервным электропитанием. Резервный источник питания должен обеспечивать работоспособность системы в режиме тревоги в течение удвоенного времени, необходимого для эвакуации людей из этого здания. Расчет времени эвакуации должен выполняться экспертами, имеющими соответствующие полномочия. В любом случае, резервный источник питания должен обеспечивать работоспособность системы в течение не менее 30 минут.
Если отключения системы электроснабжения здания могут происходить не только при эвакуации, резервный источник питания должен обеспечивать работоспособность системы оповещения: в дежурном режиме – не менее 24 часов (допускается 6 часов при наличии в здании аварийных электрогенераторов), в режиме тревоги – не менее 30 минут. Если здание пустует в течение нескольких дней, необходимо принять меры предосторожности перед тем, когда люди вновь будут допущены внутрь этого здания – необходимо убедиться, что система оповещения будет работоспособна в течение не менее 30 минут в режиме тревоги.
Если выполнение функций, не связанных с аварийным оповещением (например, фоновая трансляция музыки), будет уменьшать емкость резервного источника, эти функции должны отключаться при переходе системы оповещения на питание от резервного источника.
Если в качестве резервного источника энергии используются аккумуляторные батареи, источник электропитания должен быть вторичного типа с полной поддержкой функций автоматического заряда аккумуляторных батарей. При использовании свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, они должны быть необслуживаемыми (если иное не определено техническими условиями). В случае необходимости увеличения срока службы батарей, устройство заряда должно обеспечивать регулирование тока заряда, с целью компенсировать изменения температуры окружающей среды.
Батареи должны эксплуатироваться в соответствие с рекомендациями предприятия-изготовителя для того, чтобы срок их службы достигал заявленного значения, которое должно быть не менее 4 лет. Батареи подлежат замене, если произошло уменьшение их емкости до значения менее 80% от первоначальной емкости.
При автоматическом заряде, батареи должны заряжаться из полностью разряженного состояния до 80% своей номинальной емкости не более чем за 24 часа. Должна быть обеспечена достаточная вентиляция и защита от воздействий газов и агрессивных паров, которые могут выделяться батареями.
Можно еще много говорить о недостатках существующих норм пожарной безопасности, которые распространяют свое действие на системы СОУЭ. На мой взгляд, нормы нужно изменять и дополнять. Сегодня, наверное, стоит говорить не только об изменении норм, а о построении новой структуры нормативных документов. Федеральный закон «О техническом регулировании» уже год как вступил в действие, а он предусматривает главенство технических регламентов, которые должны быть разработаны вплоть до 2010 года. Наверное, сегодня нужно говорить именно о разработке специального технического регламента, который бы досконально и подробно предъявлял требования к построению систем обнаружения пожара и оповещения о пожаре. На мой взгляд, именно так должно быть. Нельзя отделять систему СОУЭ от системы обнаружения, они должны предусматриваться как общий комплекс. Кроме разработки технического регламента, должны быть разработаны стандарты на исполнение технических средств оповещения и методы их испытаний. Технический регламент должен опираться именно на эти стандарты. У меня есть серьезные опасения, что те проекты технических регламентов, которые сейчас разрабатываются во ВНИИПО (с ними можно ознакомиться на официальном сайте), запутают ситуацию с системами СОУЭ еще больше, если будут приняты именно в том виде, в котором я их читал месяца полтора назад.
В заключение хотелось бы привести наиболее общие соображения по поводу того, какими, на мой взгляд, должны быть нормы пожарной безопасности (или технические регламенты...):
- Нормы пожарной безопасности или иные регламентирующие документы должны разрабатываться с той целью и таким образом, чтобы давать максимально четкое и понятное, а также необходимое и достаточное представление о минимальных и обязательных требованиях, предъявляемых государством к функциональным и надежностным характеристикам систем пожарной защиты и к методам обеспечения этих требований.
- Нормы пожарной безопасности или иные регламентирующие документы должны разрабатываться таким образом, чтобы была исключена возможность неоднозначного толкования любых их требований и положений. В случае, если невозможно однозначно определить требования к отдельным характеристикам системы пожарной защиты, должен быть четко указан допустимый диапазон этих характеристик, а также должны быть четко определены необходимая методика выбора характеристики и необходимый порядок согласования принятого решения с уполномоченными надзорными органами.
- Нормы пожарной безопасности или иные регламентирующие документы должны разрабатываться таким образом, чтобы не противоречить Федеральному закону «О техническом регулировании» и не вступать в конфликт или противоречия с требованиями других нормативных документов федерального значения, например, другими нормами пожарной безопасности или со строительными нормами и правилами.
- Нормы пожарной безопасности или иные регламентирующие документы должны разрабатываться с учетом опасностей и угроз, присущих современному обществу, например, таких как международный терроризм или техногенные катастрофы, и содержать четкие требования к функциональности и надежности (живучести) систем пожарной защиты в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных этими угрозами.
- Нормы пожарной безопасности или иные регламентирующие документы должны отражать специальные требования к обеспечению безопасности таких категорий людей, как дети и маломобильные группы населения.
- Нормы пожарной безопасности или иные регламентирующие документы должны разрабатываться таким образом, чтобы быть максимально гармонизированными с международными нормами и стандартами. Единственным обоснованным фактором, сдерживающим такую гармонизацию, может являться только опасность причинения ущерба национальным интересам России.