Предварительные результаты исследования эвакуации из всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года
Переводено из Morbidity and Mortality Weekly Report от 10-09-2004
11 сентября 2001 из двух небоскребов всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке успешно эвакуировались от 13000 до15000 человек. Из-за того, что полномасштабная эвакуация из подобных зданий является чрезвычайно редким явлением, имеется мало информации о том, насколько легко и быстро люди могут быть эвакуированы из этих зданий и какие именно факторы влияют положительно или отрицательно на процесс эвакуации [1]. Колумбийским университетом США в 2002 году было начато исследование процесса эвакуации людей из ВТЦ. Проводились теоретические и натурные исследования с целью определить факторы, которые повлияли на эвакуацию из ВТЦ. В данном отчете обобщаются качественные данные, полученные на 1-м этапе исследований и говорящие о том, что более тщательная подготовка людей, организационных мероприятий и архитектурных и строительных решений будет способствовать ускорению эвакуации из здания. Завершение 2-го этапа исследований должно помочь персоналу, администрации и местным властям в разработке и подготовке методов действий людей в условиях чрезвычайных ситуаций в высотных зданиях.
Качественные данные на 1-м этапе исследований были собраны в течение 2003 года, спустя примерно 18 месяцев после событий 11 сентября, в результате опроса 56 человек, участвовавших в эвакуации. Люди сами дали согласие на участие в опросе, ответив на призыв, переданный через средства массовой информации. 36 из них были подвергнуты тщательным слабоструктурированным опросам по одиночке, 20 других были разделены на 5 фокусных групп. Собранные данные помогли разработать методику детального опроса, который проводился на 2-м этапе исследований.
Возрастной состав всех 56 участников опроса варьировался в диапазоне от 23 лет до 61 года, среднее значение возраста – 43 года. 31 человек (55%) были мужчинами, 42 (75%) – белые, 7 (13%) – черные, 1 (2%) – азиат. Четверо (7%) идентифицировали себя как этнических испанцев. 37 (66%) из опрошенных закончили колледж.
Были разработаны методики опроса для того, чтобы определить факторы, которые влияли как на процесс принятие решения, так и на реальное поведение людей при эвакуации. Обработку записанных данных проводили два эксперта, результат их работы проверялся по методу Q-сортировки (2) третьим экспертом. Достоверность полученных результатов высокая – более 95%.
Индивидуальные факторы
Участники опроса обозначили четыре фактора, которые повлияли на принятие ими решения эвакуироваться:
- Уверенность, что они смогут спуститься вниз по нескольким лестничным колодцам (т.е., более 80% для некоторых из них);
- Знание плана эвакуации из ВТЦ, включая знания о расположении эвакуационных лестниц и знания о том, имеет ли конкретная лестница выход на улицу;
- Опасение покидать свои рабочие места без соответствующего разрешения руководителей;
- Информация относительно того, что именно произошло, какие этажи пострадали, и что именно необходимо делать.
Прямые признаки масштабов случившегося (например, видели как самолет врезался в здание, почувствовали запах топлива, почувствовали колебания конструкции здания) привели к тому, что некоторые из людей начали немедленно покидать здание.
Количественные данные говорят о том, что после принятия решения об эвакуации, многие люди задержались, чтобы выполнить какие-либо последние действия (например, позвонить по телефону, выключить компьютеры или собрать персональные вещи). Раздумывание о том, какой именно выбрать путь эвакуации из возможных (например, по лестнице или на лифте) приводило к задержкам эвакуации других людей. Как отмечают участники опроса, ход эвакуации замедлялся некоторыми людьми с ограниченными физическими возможностями или одетыми в неудобную обувь (например, обувь на высоком каблуке или «шлепающие» сандалии). Некоторые люди также задерживались, чтобы остановиться и помочь другим.
Организационные факторы
Участниками опроса были идентифицированы два организационных фактора, затронувших эвакуацию:
- Наличие разработанных и изученных планов эвакуации в рабочих зонах, включая тренировки по отработке эвакуации (например, при проведении тренировок большинство людей отмечали, что обычно никогда ранее не ходили по лестницам, которые выделены для их эвакуации);
- Неадекватное информационное обеспечение.
Через короткий промежуток времени после того, как северная башня подверглась самолетной атаке террористов, через систему общего оповещения в южной башне было передано сообщение, призывающее всех людей оставаться в здании. Скорее всего, именно это сообщение привело к тому, что многие люди вернулись на свои рабочие места.
Факторы, обусловленные архитектурными и строительными особенностями здания
Были идентифицированы следующие основные факторы, повлиявшие на эвакуацию:
- Структурные повреждения здания, в результате чего оказались заблокированными пути эвакуации (например, строительные обломки на лестницах или частичное обрушение внутренних стен);
- Крупные заторы на некоторых лестницах, которые в ряде случаев приводили к тому, что эвакуируемые двигались назад вверх по лестнице в надежде на то, что смогут перейти на другую лестницу с меньшим скоплением людей;
- Недостаточное дублирование систем связи и коммуникаций (например, системы радиотрансляции, системы телефонной связи в лифтах и местной телефонной сети). Когда эти системы отказали, связь стала очень сильно ограниченной.
Знание людьми плана эвакуации и подготовленность в результате эвакуационных тренировок изменялись в зависимости от профессий этих людей или рода их занятий. Рабочие сервисных служб и временные рабочие бригады были менее других знакомы с планом эвакуации и менее других привлекались к учениям по эвакуации. Временные работники находились в невыгодном положении, т.к. они не были в достаточной мере знакомы с правилами и порядком эвакуации из здания. Многие постоянные работники, которые имели многолетний опыт работы в здании, также отмечают, что они не знали о том, как нужно эвакуироваться по путям эвакуации, которые отличались от их обычных маршрутов движения. Многие отмечают беспорядок и неразбериху в вестибюлях на верхних этажах, где происходила посадка в скоростные лифты.
Редакционные замечания
Полученные результаты обеспечивают безусловное понимание того факта, что план общей эвакуации необходимо разрабатывать для любого многоэтажного здания, вне зависимости от его типа (жилое или общественное). Результаты исследований наводят на мысль, что подготовленность планов эвакуации на индивидуальном, организационном и структурном уровнях повлияла на процесс эвакуации в зданиях ВТЦ.
Выводы данного отчета подвержены, как минимум, трем ограничениям:
- Исследование не дает оценки того, какие из этих факторов преобладали среди эвакуируемых людей;
- Данные получены методом вопросов, на которые давались субъективные ответы, хотя этот метод является общераспространенным методом получения качественных данных о поведенческих мотивах людей;
- Из-за примененной методики исследований и малого объема выборки неизвестно будут ли полученные результаты справедливы для эвакуации из других высотных зданий.
Высокий процент спасшихся людей из тех, кто находился в зданиях ВТЦ ниже этажей, непосредственно подвергнувшихся террористическим атакам, объясняется тем, что во время первой атаки на своих рабочих местах находились далеко не все люди [3] (примерно 20-30% от общего числа работающих), соответственно, это привело к снижению плотности людских потоков на лестницах и ускорению эвакуации [4]. Уроки, извлеченные из теракта в здании ВТЦ - взрыва, произошедшего в 1993 году, привели к значительному улучшению системы пожарной безопасности (например, были усовершенствованы эвакуационные знаки безопасности и улучшена система освещения на лестничных маршах), а также было уделено огромное внимание тому, чтобы усовершенствовать процесс эвакуации [5]. Теракт 1993 году привел к тому, что многие работодатели начали намного серьезней относиться к разработке собственных планов эвакуации, с тем, чтобы обеспечить быструю эвакуацию своих рабочих и служащих. Дополнительно, 11 сентября 2001 года едва ли не все люди одинаково хорошо и спокойно действовали при коллективной эвакуации. Мощным успокаивающим и, одновременно с тем, стимулирующим фактором для эвакуируемых, стало появление на лестницах, в вестибюлях и на 1-м этаже большого количества первых спасателей (см. фото).
Высотные здания должны быть готовы к быстрой и всеобщей эвакуации [7]. Более детальная информация о влиянии указанных факторов на поведение людей при эвакуации и, соответственно, о влиянии на продолжительность эвакуации, будет собрана на втором этапе – этапе количественных оценок в рамках данного исследования. В настоящее время осуществляется исследование 1500 людей, выбранных случайным образом и участвовавших в эвакуации. Они отвечают на специально составленные вопросы, которые направлены на то, чтобы понять процесс принятия индивидуальных решений при катастрофе. Полученные данные позволят лучше понять факторы, которые помогли принимать решение об эвакуации. Данные, полученные на этом этапе данного исследования, как и ряда других аналогичных исследований, могут быть полезны строителям, застройщикам, страховым компаниям, профсоюзам и разработчикам планов эвакуации при разработке мероприятий, направленных на снижение рисков. Подобные данные также могут быть полезны для надзорных и разрешительных органов федерального, государственного и местного уровней. Для того, чтобы обеспечить адекватную готовность, дальнейшие исследования должны быть сконцентрированы на разработке и оценке методик по моделированию чрезвычайных ситуаций в высотных зданиях.
Библиография
- The National Fire Protection Associations. NFPA101 Safety Code.
- Stephenson W. The Study of Behavior. Chicago, Illinois: University of Chicago, 1953.
- Kean TH. The 9/11 Commission Report. New York, New York: WW. Norton and Company 2004:278.
- Federal Emergency Management Administration. World Trade Center building performance study: data collection, preliminaty observations, and recommendations. Washington, DC: Federal Emergency Management Administration, 2002.
- Kean TH. The 9/11 Commission Report. New York, New York: W:W: Norton and Company, 2004:279.
- Quenemoen LE, Davis YM, Malilay J, Sinks T, Noji EK, Klitzman S. The World Trade Center bombing: injury prevention strategies for highrise building fires. Disasters 1996;20: 125-32.
- National Safety Council. Effective emergency response evacuation systems for high rise Buildings.